На планете было больше воды, чем на Земле сейчас, что делало Марс подходящим для жизни местом – но с тех пор вода улетучилась в космос.

По заявлению учёных НАСА, в своё время Марс был покрыт водой, что делало его идеально подходящим для поддержания внеземной жизни местом.

Исследователи пришли к выводу, что ранее планета была покрыта водой в большей степени, чем современная Земля, постаравшись вычислить количество воды, которое с того времени улетучилось в космос. По их расчётам, 4,3 миллиарда лет назад под водой находилась половина северного полушария Марса, причём глубина этого океана в некоторых районах превышала полтора километра.

Новые данные меняют представление о древнем Марсе как о такой же негостеприимной пустынной планете, неспособной поддерживать жизнь, какой он является сейчас. Отсутствие воды на планете долгое время считалось причиной, по которой Марс является необитаемым; но, возможно, в молодости он был намного более гостеприимен, чем сегодня.

Не далее как десять лет назад учёные считали, что хотя на Марсе имелось некоторое количество воды, но она появлялась тут и там спорадически и не покрывала большую часть планеты. Однако теперь выяснилось, что, вероятно, за миллиарды лет Марс потерял намного больше воды, чем ожидалось, а потому следует поменять представление о том, на что он был похож в древности.

– Учитывая, сколько воды утратил Марс, планета, вероятно, была влажной в течение более длительного периода времени, чем считалось прежде – и, возможно, долгое время была обитаемой, – сказал Майкл Мумма, видный учёный из Годдардского колледжа, являющийся одним из авторов исследований, результаты которых опубликованы в журнале “Science”.

Количество потерянной Марсом воды исследователи оценили с помощью наблюдений через Очень Большой Телескоп в Южной европейской обсерватории. Эти наблюдения позволили им узнать, сколько воды во всех её видах имеется на планете в настоящее время. Полученные данные учёные сравнили с данными о содержании воды в марсианском метеорите, возраст которого превышает 4,5 миллиарда лет.

Кроме того, учёные составили карту изменения количества воды на Марсе с течением времени, что позволило также оценить, как вода вела себя в ходе смены сезонов.

Учёные надеются узнать больше о климате и окружающей среде Марса с помощью программы НАСА “Mars Exploration”. И НАСА, и Европейское космическое агентство в ближайшие годы доставят на Марс новые марсоходы с более совершенным оборудованием, которые позволят продолжить исследование красной планеты.

Источник: “The Independent”