По материалам The Guardian

По материалам The GuardianЕсли результаты нового сенсационного открытия подтвердятся, оно откроет новую страницу в космологии и физике. Об открытии было объявлено в понедельник в Гарвард-Смитсоновском центре астрофизики (Кембридж, штат Массачусетс, США). Это результат эксперимента Background Imaging of Cosmic Extragalactic Polarization 2 (Bicep2), который проводился с помощью телескопа на Южном полюсе Земли.Открытие изначальных гравитационных волн знаменует начало совершенно новой эры в физике, заявляют ученые. Обнаружены так называемые "изначальные гравитационные волны", которые можно назвать первыми "толчками" Большого взрыва.В чем значение открытия? Во-первых, теперь подтверждены все до одного предсказания Эйнштейна, сделанные им в общей теории относительности в 1916 году. До сих пор имелись только косвенные доказательства существования гравитационных волн.Во-вторых, исследование гравитационных волн дает надежду на выявление связей между двумя основополагающими теориями современной физики - общей теории относительности и квантовой механикой.В-третьих, обнаружение этих волн впервые напрямую подтверждает давнишнюю гипотезу. Это так называемая "теория инфляции", согласно которой в первую долю секунды после Большого взрыва Вселенная колоссально расширилась. Не будь этого внезапного рывка, гравитационные волны не расширились бы в достаточной мере, чтобы стать зримыми."Обнаружение этого сигнала - одна из важнейших целей космологии сегодня. Мы пришли к этому благодаря огромному труду множества людей", - сказал руководитель проекта BICEP2 Джон Ковач.Как же удалось увидеть изначальные гравитационные волны? Они создали волнообразный узор, который называется поляризацией в свете Большого взрыва.При распространении по космосу свет Большого взрыва превратился в микроволны - так называемое "космическое микроволновое фоновое излучение". Прибор Bicep2 был сконструирован для замера их поляризации.Команда проекта Bicep2 потратила три года на анализ сигналов. "Это было похоже на поиски иголки в стогу сена, но вместо иголки мы нашли целый лом", - сказал еще один руководитель проекта, Клем Прайк из Миннесотского университета.Если результаты подтвердятся, в распоряжении космологов окажется богатейшая информация об обстановке сразу после Большого взрыва. "Мы сможем замерить всяческие тончайшие нюансы и начнем разбираться, как работает физика в этих крайне экстремальных условиях", - отмечает Эндрю Понтзен (Университетский колледж Лондона).Коллеги отмечают: команда Bicep2 поработала дотошно, но все же есть риск, что на результатах отразилось некое незаметное искажение сигналов. Единственный способ удостовериться в их точности - выявить сигнал с помощью других телескопов и космических аппаратов.Гравитационные волны - это "зыбь", которая переносит энергию по Вселенной. Они в миллион раз мельче атома. Это что-то вроде миниатюрных волн озера. Издали поверхность озера кажется гладкой, как стекло; и лишь если подойти близко-близко, можно рассмотреть детали поверхности."Изначальные гравитационные волны", об открытии которых только что сообщили, представляют особый интерес: они возникли в первые моменты рождения Вселенной и несут важнейшую информацию о ее появлении.Теперь начинается главная работа. За почти 100 лет физикам не удалось выяснить, как сочетаются теория относительности и квантовая механика. Изначальные гравитационные волны возникли, когда гравитация и Вселенная действовали в том же масштабе, где существовали элементарные частицы и другие силы природы. Возможно, что гравитационные волны дадут нам ключ к созданию вожделенной "теории всего" (она же "единая теория поля"), пока не существующей.По материалам The Guardian