По материалам The Christian Science Monitor

По материалам The Christian Science MonitorНа Европе обнаружены гейзеры. Это доказывает, что под ледяным покровом на этом спутнике Юпитера почти наверняка есть океан из жидкой воды. А в таком океане, возможно, уцелели примитивные живые существа.В четверг было сделано заявление, которого не менее 16 лет дожидались планетологи, интересующиеся Европой как возможным местом обитания внеземной жизни. В конце 1990-х станция NASA "Галилео" зафиксировала четкие признаки активности на Европе: гладкие поля относительно молодого льда покрывали старые, неровные. Горные хребты и ущелья изо льда походили на земные. Другие признаки свидетельствовали о существовании жидкого океана под видимой поверхностью.Но именно гейзеры доказали, что Европа не погружена в спячку. Гейзеры из жидкой воды имеются также на Энцеладе, спутнике Сатурна. Более того, эти водяные "столбы" подпитывают одно из колец Сатурна. Энцелад занимает одну из первых строчек в списке потенциально обитаемых мест Солнечной системы. Но Европа ближе, крупнее и в определенном смысле сильнее интригует."Открытие водяных гейзеров на Европе - кстати, эти гейзеры гораздо изобильнее, чем на Энцеладе - означает: у нас появился приоритетный астробиологический объект, расположенный намного ближе, чем Сатурн, и достижимый для зондов, работающих на солнечной энергии", - говорит планетолог Алан Стерн (Southwest Research Institute, Баулдер, Колорадо). Наличие гейзеров означает, что на Европе есть источник тепла, добавил он.Считается, что на Европе (как и на Энцеладе) имеет место приливное нагревание, происходящее, когда колоссальная гравитация планеты деформирует спутник на орбите. Степень деформации меняется в разных точках орбиты. Перепады вызывают трение внутри Европы, разогревая ее. Благодаря этому прослойка между ледяной корой и каменной мантией остается в жидком состоянии.Ученые надеются: если гейзеры Европы действительно бьют из внутреннего океана, по ним можно судить о химическом составе воды. И, соответственно, выяснить, благоприятен ли океан для жизни.По материалам The Christian Science Monitor